Как получить армянские права с регистрацией и СМС

После получения в августе новых категорий в русских правах (добавил А и ВЕ), решил попробовать и армянские получить, ну раз уж ПДД в памяти освежил и вроде с практикой неплохо натренировался. Тем более разбирался как раз с постановкой на учёт мотоцикла, оказалось, что как и раньше, нельзя поставить на учёт без предъявления армянских прав (как потом позже, когда мотоцикл таки удалось зарегистрировать, в октябре стало уже можно, но я к тому времени уже сдал ПДД и не время было останавливаться).

Данные на осень 2022, но пока вроде ничего нового не планируется внедрять, может только сумма пошлин вырастет. Вдруг кому-то тоже надо.

Вводные рекомендации.

Собственно начать надо с того, что есть два обязательных документа, без которых авантюра не запустится – это прописка в Армении и номер социальной карты (местный аналог ИНН и СНИЛС в одном номере). Как это делается уже написано куча текстов, вариантов тоже много, будем считать что ты один из них выбрал и всё сделал.

Теперь есть две развилки – получить армянские взамен российских. Первая версия, там всё просто – приходишь в ГАИ, пишешь заявление, отдаёшь русские права (их отправляют по месту выдачи, как взятые взамен других) и выдают точно такие же армянские, с теми же категориями безо всяких экзаменов и прочего. Стоит 12 тысяч драм за выдачу “пластика”. Как потом восстанавливать российские – не знаю, думаю что есть какая-то процедура, может кто-то делал и расскажет, добавлю тогда в текст.

Мне такой вариант не нравится, думаю будут сложности с поездками на Яндекс.Драйв (паспорт-то русский остаётся) и потом с восстановлением плюс с прокатом в разных странах. Потому вариант два – более сложный, но дающий второй независимый документ.

Последовательность шагов.

Шаг 1. Потренироваться в ПДД, точнее в сдаче экзамена. Нужно учесть, что армянские правила в деталях отличаются от российских, например – обгон на перекрёстках запрещён всегда (кто бы знал, да? по реальному движению на дорогах даже подозрения такого нет), даже если есть знак главная дорога.

вот так пишет, если пойти на сайте полиции попробовать загрузить билеты на русском или английском

Билеты должны быть на сайте полиции, но как видно по картинке выше – не очень там есть русский. Но можно на старой версии сайта полиции РА найти билеты (пока не удалили) и плюс рекомендую вот этот сайт, у них вполне близкие к актуальным все билеты, правила там, темы картинки. Спасибо автору – Рубену Орданяну. Рекомендую только выбрать в настройках как в ГАИ картинки, сильно отличается, а то потом может быть конфуз.

как на сайте современно
как будет в ГАИ
пример вопроса, который не ждёшь, тему медицинской помощи и вопросов по всяким возрастам/допускам и прочим прямо советую проштудировать, будут точно в билетах 2-3 таких вопроса, а засыпаться не зная там проще простого, простая логика во вред только.
учить и учить :)

Там есть отличный режим “марафон” – вопросы идут бесконечной лентой в случайном порядке, очень хорошо тренироваться.
Как выходишь на уровень 1 ошибка на 50 и более ответов – можно записываться на теорию.

Шаг 2. Сдача теории. Сдаётся в ГАИ, строго по записи через сайт дорожной полиции, там как раз потребуется номер социальной карты, без неё ничего не выйдет.

выбираем теорию, выпадающее поле “раздел” показывает отделения ГАИ, правда на армянском, но алфавит как раз уже пора выучить
видно, что красным подписаны те, где ждать дольше всего, Гюмри и Ванадзор не видел, чтобы была такая пометка, обычно Ереван (верхний в списке) и ближайшие города.

обычно присылают СМС через несколько дней, но зависит от нагрузки. Выбрать день и время нельзя – как получил СМС (чаще всего на завтрашний день приходит), так всё, планируй и приходи к указанному времени.

пример СМС – приходите 29 октября к 10 утра на сдачу практического экзамена

На месте нужно в кассе или терминале оплатить пошлину (вроде 13 тысяч драм, но там кассиры знают актуальную сумму) за сдачу экзамена, получить номерок на оформление, по факту вызова там девушки всё оформят, сделают фото (оно потом и будет в правах). Сразу сказать какие категории хочется, на сумму и билеты это не влияет, но в систему вносят.

После оформления зовут в зал сдачи, там проверяют документы, просят вещи/телефоны оставить отдельно и идти за ПК. Там сначала выбор языка (языков много – армянский, русский, английский, китайский и персидский точно были), потом 3 теста на дальтонизм (те самые кружочки разных цветов формирующих цифры) и если прошёл, то 20 вопросов по билетам в случайном порядке.

Можно сделать 2 ошибки, если больше – то не сдал, возвращаемся к началу шага, запись на экзамен, оплата и прочее, ну оформление уже будет чуть быстрее. Если сдал – молодец, переходим к шагу 3.

Шаг 3. Опять только по регистрации и СМС, тут не забалуешь. Теперь надо там же выбрать “практичный” экзамен, очередь до месяца, как повезёт. Опять же – день и время выбрать нельзя, планируй примерно 2 часа на всё, обычно очередь в любой день и проходит неспешно. В назначенный день точно также – сначала оплата, потом на оформление (в этот раз без номерка, но нужна бумага с прошлого раза, основной бланк с фото) и после оформления с бумажками на сдачу на площадку. Категорий можно сразу кучку выписать по одной записи, ну если ранее при сдаче теории это указал. Оплата 10 тысяч за сдачу + 3 тысячи за каждую категорию, выгодно сдавать кучкой, ну если получится не завалить. Иначе опять десять и плюс за категорию.

Особенности экзаменов по категориям.

Категория А. Сейчас просят свой мотоцикл, проверяют что он на учёте, страховка и техосмотр (если по возрасту положено), вносят всё в систему. Раньше, говорят, сдавали на местном, но тут даже не знаю, что лучше – без тренировки сразу на такой сесть и не завалить, непросто.

Инспектор сказал, что вот на этом сдавали, уж не знаю – шутит или нет, но номера как у прочих экзаменационных машин там, серия II

Все упражнения делаются по команде инструктора, который записывает в бланк итоги. Ни тренировки, ни раскачки, ни заранее посмотреть не предусмотрено. По факту получается что экзамен начинается как только инспектор подошёл к мотоциклу и сдающему. Упражнений много, больше десятка, начинается с осмотра мотоцикла (делает сдающий, ну там типа посмотрел что всё в порядке, ручки потрогал, покачал) и сдающего (инспектор проверяет что шлем застёгнут).

вот площадка с Гугле карт, старт вон, где белая и чёрная легковушечки стоят и дальше по стрелкам разметки.

Практические упражнения:
– проезд по площадке с соблюдением светофоров, разметки, знаков и прочего, включая поворотники, остановки, посмотреть в зеркало и по сторонам и т.д. После первого полного круга надо в зоне где старт перестроиться и пойти на второй круг, получится другая траектория.
– медленный проезд по дуге, без касания полосы, на 180 градусов.
– тронуться по линии разметки и через 2 метра сделать левую руку в сторону, доехать до конца линии, не съезжая с неё
– змейка, но без конусов, нужно считать самому разрывы в полосе, типа два проехал в третий свернул, бредятина, но пока так
– сделать переключение на вторую, достичь скорости в первом повороте не меньше 30 км/час, затем третью и во второй поворот войти не меньше 50 км/час и затем возле знака STOP оттормозиться экстренно и остановиться.

Вроде всё, можно сделать две ошибки (линия, не попал, проехал) тогда зачёт, больше – пересдача. Мне мой инспектор сказал, что хорошо ездил, у нас вообще первый раз на таком нарядном мотоцикле приехал кто-то экзамен сдавать, даже начальник ГАИ приходил посмотреть, сказал “красиво” :)

Категория В. Тут надо сказать – механика или автомат (В и В1 соответственно), отличие у них в одном упражнении, на механике надо будет на подъёме остановится, поставить на ручник и потом тронутся не скатившись назад. Остальное всё одинаковое и сдаётся в городе, площадку игнорируем. Сначала осмотр машины – поворотники, щётки, сигнал, ручник и прочее типа подгонки зеркал, ремень не забыть и т.д., после заводим и поехали сдавать в городе 11 упражнений, тут всё стандартно – поверни направо (не забываем, что это экзамен, потому направо можно повернуть только в первую полосу, даже если там Опель, как обычно, брошенный через 6 метров), поворот налево несколько раз на сложных перекрёстках, разворот (так чтобы не на пешеходном переходе), остановка, параллельная парковка задним ходом, парковка задним ходом на стояку с местами под углом и так далее. Я в первый раз не сдал (да, повернул как обычно, сразу на вторую полосу направо, понятно же что первый ряд там забит припаркованными всякими, а так нельзя. Ну и при парковке задел фаркопом бордюр, про фаркоп я был не в курсе, что он там торчит). В новостях пишут, что некоторые и с третьего и с десятого раза не сдают, но то уже талант.

В целом – следят строго, косяки фиксируют беспристрастно, можно сделать только одну ошибку, иначе на пересдачу. Советую в автошколе взять пару часов по этому району вокруг ГАИ, я там видел много У машин, тренируются на конкретных местах где будет сдача, я просто на своей несколько раз проехал и в целом тот район знаю. Видел в новостях ещё писали, когда только ввели новый набор упражнений и убрали площадку, что там ещё типа 4 км нужно проехать за 25 минут, но тут не скажу, проехал всё, что сказал инструктор, раз не было замечаний, значит успели.

Успешно сдал? – отлично! теперь опять на оформление к тем же девушкам (в ГАИ Еревана направо после центрального входа), потом оплата 12 тысяч драм за пластик и в отделе выдачи документов поменять бланк с отметками о сдаче на новые права, действуют 10 лет, как положено. Повторное получение – уже без экзамена.

Итого по сроку ожидания – до месяца/полутора, по деньгам 12+13+12 (теория, одна категория с первого раза, пластик) 37 тысяч драм минимум. Справка медицинская на категорию А и В не нужна, только С и выше. Максимум – 365 дней со дня сдачи ПДД, если не успел за это время с практикой – начинай заново с теории :)

У меня получилось 18 дней со сдачи ПДД до получения прав, с одной пересдачей (категорию А сдал с первой попытки, на В получилось со второй).

Лайфхак для ускорения – делать в региональном ГАИ, там очередь меньше, от прописки не зависит – например в Горис поехать или Гюмри/Ванадзор.

Вопросы, дополнения, комментарии?