Это отличный опыт – вписаться as a trainee (или инопрактикантом, как говорит регулярно корабельная система оповещения) на крупнейшее в мире учебное парусное судно – барк “Седов”
И я точно понимаю, что за один пост не смогу описать всех эмоций и впечатлений, потому сделаю вводный, в целом про что это было и потом будут отдельные, про всякие детали.
Вдруг, в 21-м веке ты оказываешься в начале дикого и буйного двадцатого – паруса, стальной корпус, множество непонятных названий (грот-бом-брам-гитовы – это ещё не самое страшное ругательство), бескрайний океан, свист ветра в такелаже, парусные авралы – это другая Вселенная, в которую ты вдруг провалился из своего привычного и понятно мира. И так там хорошо, что главная эмоция по прибытию в порт – эх, мля, надо было увольняться раньше и вписываться на месяц-два в эту экспедицию!!!!
Ну вот такое вступление, да. Теперь факты и детали.
И таки да – это здоровенный корабль. Даже когда видишь его в порту – он уже внушает уважение. А когда идёшь внутри, от одного отсека к другому, или по палубам от кормы до бака – то по сути проходишь длину футбольного поля. И это поле находится в океане, управляемое вручную, движется при помощи силы ветра и совсем немножко при помощи двигателя. И управляется вручную – это не метафора, ибо реально нужно крутить здоровенный штурвал, который тросами дальше поворачивает перо руля – никакой электроники или гидравлики в помощь, руками чувствуешь биение океана и сопротивление волн.
Я вписался на корабль в этап от Дакара, Сенегал до Санта-Круз-Де-Тенерифе, Испанские Канары. Всего-то по плану с 23 мая по 30 мая. При том что выход из порта – 24 мая, то всего-то неполных 7 дней. Но океан тут же внёс свои коррективы – встречный ветер и течение добавили нам один день пути, при том что в начале этапа были расчёты что и парочку добавит. И этот самый ветер не дал возможности поставить прямые паруса и пройти только на силе ветра, без мотора – значит есть отличный повод вернуться!
Инопрактикант на корабле – существо по сути лишнее и в целом свободное. Может бухать в ленин-рум (как и делали наши питерские участники), может тусить свободно по кораблю, приставая с вопросами или просто пучиться в океан, а может получить максимум – вписаться в команду любой из мачт и принять участие во всех авралах, работах и прочем.
Вплоть до управления кораблём на штурвале, полную вахту. Не могу понять в чём смысл первого и второго варианта участия – для этого есть прекрасные круизные лайнеры и даже парусный Роял Клиппер, который самый крупный в мире. Правильно прочувствовать Седов – это вписаться в полный режим (да, конечно, со скидками на возраст и вообще уже дряхлое состояние большинства инопрактикантов как таковых).
Ну и конечно иметь за это возможность взбираться на мачты, реи, участвовать в работе с парусами, получить несколько базовых занятий по устройству корабля и методам навигации при помощи секстанта (зверская наука, вот где нужны все эти синусы, косинусы и котангенсы). А если повезёт, то боцман фока научит вязать разные узлы.
Вроде же фигня, фу-фу-фу, такое занятие как обдирать шкуркой от старого лака нагель? Кто бы из нас, таких всех деловых и занятых в нашей Вселенной, вдруг взялся бы за такую работу? Да никто! А тут, на корабле – отличное занятие! С какой радостью наша немецкая коллега Аннет драила шкуркой эти нагели – любо-дорого посмотреть! И потом крыла лаком нагели и кофель-планку (как жаль, что тогда она не знала, что это машинное масло – но это другая уже история) – глаза аж горели у взрослого, даже уже пожилого человека!
Ну или забава для остального экипажа – в первый же день одеть нас в ГТК (гидро-термо-костюм) и поржать! Но даже Зигфрид, в свои 75 лет – не стал улоняться, а оделся и стал реальным героем новостей, со своей прекрасной фотографией!
Автор фото – Валерий Василевский
В общем – это очень-очень-очень необычное и правильное действо, боюсь только оно затягивает и можно к пенсии оказаться в роли старшего матроса того же второго грота :)
Про рутину – подъём в семь, питание в море четырёхразовое – простое и добротное. Спасть в кубриках – от 6 до 10 человек (ну кроме особо люксов, где обычно “важные пассажиры” живут – там вроде по двое), душ общий, туалеты раздельные. Вот моя шконка, в третьем кубрике.
Обычная такая жизнь, без излишеств и роскоши. Ну если нереальные пейзажи и виды не брать в расчёт :)
Детали про корабль можно посмотреть на их официальном сайте, там же посмотреть возможные варианты маршрутов и забронировать участие.
UPD. Что-то не получилось у Мурманского техникума и промоутера корабля из Германии и на официальном сайте теперь нет обновлений, да и сайт нынче другой. А Седов стоит на причале и непонятно когда выйдет в этом году. Грустно.